Билль отложили в долгий ящик?

 Трудовые права моряков на Черном море остаются в зоне пристального внимания профсоюза. Международная федерация транспортников (МФТ) совместно с Южной территориальной организацией Российского профсоюза моряков (ЮТО РПСМ) продолжают проверки судов. Объектами последних инспекций стали суда, ошвартованные у причалов Новороссийского морского торгового порта (НМТП).

- Сейчас основной  нашей задачей стала проверка готовности судов, заходящих в порт Новороссийск, к вступлению в силу Конвенции о труде в морском судоходстве(MLC). 20 августа -  день, когда «Билль о правах моряков» вступит в силу, уже совсем рядом, - рассказывает технический инспектор труда ЮТО РПСМ Игорь Холявка. – Кроме того, мы знакомим моряков с коллективным договором TCC, разработанным МФТ специально для нашего региона. Он как нельзя лучше учитывает и черноморские реалии, где много старых судов класса река-море, и требования MLC. Ведь сейчас большинство моряков, занятых в этом сегменте судоходства, работает даже без индивидуальных контрактов. С 20 августа наличие на борту судна коллективного и индивидуальных трудовых договоров станет обязательным условием.

Самым первым инспекторы МФТ и ЮТО РПСМ посетили балкер Oruba под панамским флагом. Он встал под погрузку углем у одного из причалов Восточного района НМТП. Экипаж в основном турецкий, но есть грузины и азербайджанцы. В каюту к капитану нас провожает кадет Денис Агиндоган. Он учится на втором курсе Стамбульской высшей мореходной школы. Этот рейс - его первая учебная практика. На судне он всего две недели, но уже понял: моря – это его. Ему здесь все очень нравится, даже такая проза как рабочий комбинезон и safety shoes.

Аслан Таркан, капитан Oruba, в отличие от своего знаменитого однофамильца, не поет и даже фотографироваться не любит. Я, говорит, человек скромный, к вспышкам фотокамеры не приучен. А вот поговорить с представителями профсоюза – это с удовольствием. И как оказалось, даже не без пользы. Он с удивлением узнал, что знаменитый «Билль о правах моряков» вот-вот вступит в силу!

Инспектор МФТ Ольга Ананьина доходчиво описала мастеру проблемы, которые светят судну, не прошедшему сертификацию на соответствие требованиям MLC. С 20 августа основанием для задержания судна портовыми властями могут стать задолженность по заработной плате, отсутствие на судне коллективного договора и индивидуальных трудовых контрактов моряков, а также несоответствие международным требованиям санитарных и бытовых условий.

Мистер Таркан принял новости с восточным фатализмом:

- Ну, зарплаты-то у нас выплачиваются в срок. А все, что касается сертификации судна, - в компетенции судовладельца. Это его responsibility.

Инспекторы профсоюза побывали с проверкой еще на двух балкерах  с турецкими экипажами - Akar Pazar (флаг Панамы) и Ozgun (флаг Мальты). И везде примерно такая же ситуация: турки к освидетельствованию на соответствие MLC относятся крайне легкомысленно, практически, его отложили до поры, пока не грянет гром.

Зато офицеры всех судов, где мы побывали, с повышенным интересом изучали шкалу заработной платы по договору МФТ TCC по Черному морю. Конечно, первым делом они находят в договоре свои должности и сверяют графы basic и total. А дойдя до раздела insurance (страхование), даже с восхищением кивают головой.

Страхование от несчастного случая в рейсе действительно очень волнует всех моряков. И  нет в этом ничего удивительного. Только одно из десяти судов на Черном море может считаться неопасным. По данным Международной федерации транспортников, сегодня в регионе работает около двух с половиной тысяч судов. Полуторам тысячам из них больше 20 лет, восьмистам – больше 30. Их эксплуатация влечет за собой повышение общего уровня аварийности и травматизма. С прошлого года каждые две недели профсоюзы фиксируют различного рода аварии. Akar Pazar  и Ozgun тут приятное исключение, им всего по десять лет, но от стихии не застрахован никто. Любой моряк это знает, как знает и то, что на турецком торговом флоте страховые выплаты если и есть, то мизерные. А по договору МФТ ставки страховых выплат по потере трудоспособности или смерти выше на порядок.

                Приятно удивил профсоюзных инспекторов сухогруз Hong master (флаг Сент-Винсент и Гренадины) с китайским экипажем на борту. Он оказался единственным судном  с иностранным экипажем, где подготовка  к сертификации по MLC уже практически завершена. Капитан с солнечным именем Сан Вей с готовностью показал нам «толмуды» с конвенционными опросниками.

Но самым образцовым оказался танкер Galatea под мальтийским флагом с российским экипажем на борту. Он зафрахтован  крупным российским агрохолдингом «Астон» для перевозки  подсолнечного масла в Европу. Судно новенькое, сошло со стапелей в 2011 году. На борт регулярно наведываются гарантийные инженеры с итальянских заводов. Чистота и порядок тут бросаются в глаза уже от самого трапа. Оно и понятно, ведь на Galatea есть действующий коллективный договор МФТ. Больше того, это единственное на данный момент судно у причалов Восточного района НМТП, уже получившее сертификат на соответствие требованиям «Билля о правах моряков». А какой смысл тянуть с его получением? Ведь коллективный договор стандарта  МФТ права моряков защищает даже лучше «Билля».

- С этого года цена на подсолнечное масло пошла вверх, работы стало больше, - рассказывает капитан Валентин Логвиненко. – Поэтому работодатель в начале года повысил экипажу зарплату. А накануне профессионального праздника - Дня работников морского и речного флота - даже премию выписал. Грех, как говорится, жаловаться. 

Надо сказать, что нынешние инспекции – это продолжение большой профсоюзной кампании в защиту трудовых прав моряков на Черном море. Совсем недавно во всех крупных портах региона, в том числе и речных, откуда берет начало судоходство река-море, закончилась Неделя действий против субстандартного судоходства и нечеловеческих условий труда моряков, которые обычно процветают под удобными флагами. Кроме того, в причерноморских странах продолжается кампания Black sea of shame («Черное море позора»), которую год назад начала МФТ.

Вся эта большая работа в защиту трудовых прав моряков уже приносит свои плоды. Например, в мае во время Недели действий против удобных флагов на Черном море инспекторы столкнулись с бедственным положением моряков на сухогрузе Danapris-3. Судовладелец LLC Сapital Shipping Company списывал моряков, не выплатив им заработной платы, фактически присвоив их труд. Под давлением РПСМ и инспектора МФТ Ольги Ананьиной он пообещал погасить долги. Ольга через профсоюзные СМИ обратилась к обманутым морякам, которые несколько лет не могли получить свои заработанные деньги. На призыв откликнулись десятки человек. LLC Сapital Shipping Company на этот раз слово сдержала: более двадцати моряков, бывших членов команды Danapris-3, получили свои деньги.

«Благодарю от всей души за помощь, – написал один из них инспектору МФТ. – Удачи во всем!».

Кстати, если вы один из тех, кто работал в компании и не получил окончательный расчет по заработной плате, свяжитесь с инспектором МФТ в Новороссийске по электронной почте ananina_olga@itf.org.uk. В письме необходимо указать фамилия, имя и отчество, название судна и его флаг, должность, период работы, сумму задолженности и за какой период образовался долг.

Смотрите наш фоторепортаж ЗДЕСЬ.