Дважды механик

Денис Тетюев, электромеханик «НС Лотус» ПАО «Новошип», далеко не первый в семье энергетик, но первый, кто выбрал местом работы торговый флот. Что море – это правильный выбор, он понял сразу. Интересные люди, работа, к которой душа лежит, и целый мир вокруг.

Дело было на преддипломной практике на «НС Чемпион» в 2008 году.

- Я приехал на ремонт судна в Черногорию, - вспоминает он, - и сразу понял: только в доке у меня есть возможность если не поучаствовать, то хотя бы понаблюдать за некоторыми операциями. Однажды зашел в ЦПУ и ахнул: главный распределительный щит разобран и все, что скрыто за многочисленными реостатами, тумблерами, предохранителями, реле и индикаторами, теперь как на ладони. В течение недели вокруг него хлопотало человек шесть инженеров, а я у них был на подхвате. И пусть это была по большей части работа «подай-принеси», но за эту неделю я узнал больше, чем за целый курс в морском университете.

На «НС Чемпион» Дениса курировал электромеханик Сергей Мелихов. Его он считает своим учителем.

- Сергей Владимирович из тех, кого трудно застать в каюте. Он сам все время делом занят, и мне скучать не давал. Это он всерьез научил меня читать любую электросхему, вне зависимости от ее стандарта. Они в каждой стране свои, а нам на флоте приходится сталкиваться со всеми, - рассказывает Денис. – Но главное, работу по своему заведованию Сергей Владимирович постоянно комментировал для меня, объяснял все детали подробно и доходчиво.

Там же кадет выучил основное правило электромеханика, которого придерживается до сих пор: сначала изучить документацию, схемы и инструкции, и только потом лезть с инструментом в механизм. Через два месяца мастер уже мог смело доверить ученику переборку электродвигателя и еженедельную проверку всего заведования. Но под личным внимательным наблюдением.

 

В отличие от других офицеров – штурманов и механиков - электромеханик на судне в одиночестве. Ответственность, как говорится, тут же тяжким грузом ложится на плечи. Это Денис Тетюев почувствовал в полной мере, когда по окончании учебы пришел электромехаником на танкер «Леонид Лоза». Но ведь глаза боятся, а руки делают. Под конец контракта он уже не только освоился в должности, но и понял: кое-каких знаний ему все же не хватает. И, продолжая работу на флоте, вернулся в университет на заочную форму обучения, но уже на специальность механика-дизелиста.

- Наши заведования очень тесно связаны, - объясняет он. - Мы все – «машина», команда, которая работает как единый механизм. Новая специальность поможет лучшему пониманию, а новые знания уже очень здорово мне помогают в диагностике неполадок.

А неполадки случаются даже на таких новых судах, как «Леонид Лоза». В 2012 году одна из них стала личным вызовом знаниям и навыкам Дениса.

- Мы шли в Японию, - рассказывает он. - И вдруг выходит из строя автоматика котлов. Я смог точно и, самое главное, быстро диагностировать, что причина в центральной плате управления (UNISAB), что поломка необратима и нужна новая плата. Через день-другой нам предстояло встать на выгрузку, но с котлами в ручном режиме выгружать сто пятьдесят тысяч тонн – это сущий ад. Но до этого не дошло. «Родную» шведскую плату агент привез нам прямо на рейд в Японии. Демонтаж старой и установку новой, вместе с подключением всей периферии, удалось завершить в рекордные восемь часов. Так что выгрузку мы начали вовремя и завершили в срок.

За семь лет на флоте Денис Тетюев понял, что умения влиться в экипаж и построить гармоничные отношения с людьми важны не меньше, чем инженерные знания и рабочие навыки. Ведь в море не только работают – там живут. В замкнутом пространстве, с ограниченным кругом общения, месяцами.

- Мне повезло - моя нервная система спокойно переживает такой стресс. Но многие моряки тяжело это переносят, под конец рейса жалуются, что даже лица друзей начинают раздражать, – рассказывает он. – В подобной ситуации очень важно просто общаться, не по работе, а так, «за жизнь». Просто слушать друг друга и сопереживать. И использовать любую возможность выйти на берег и сменить обстановку. Ведь наша профессия дает нам уникальную возможность увидеть мир. За семь лет мне посчастливилось побывать в Марселе и Гавре - легендарных портовых городах Европы. Увидеть, как рыбацкие и охотничьи поселки Новой Шотландии, сохранив свою приключенческую харизму, смогли превратиться в современные логистические центры. Попробовать в Гане такие экзотические фрукты, которые не только в супермаркетах - в энциклопедии не найдешь. Это тоже «лекарство», и очень сильное.