Защитить рабочие места моряков!

На встрече с новым министром транспорта РФ Российский профсоюз моряков (РПСМ) поднял наиболее актуальные вопросы.

Министр транспорта Евгений Дитрих встретился с руководителями российских профсоюзов, представляющих интересы работников морского и речного транспорта. В числе участников были председатель РПСМ Юрий Сухоруков и председатель Российского профсоюза докеров Василий Козаренко. Речь шла о наиболее острых для отрасли вопросах: о возврате российских судов под национальный флаг, защите национального морского рынка труда, строительстве новых учебных судов для прохождения плавпрактики.

В повестке встречи с министром значилось и обсуждение закона о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания, с помощью которого были расширены понятие «каботаж», а также перечень видов деятельности, на осуществление которой суда под российским флагом имеют преимущественное право. Так, например, исключительное право на морские перевозки нефти и природного газа, добытых на территории России и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, имеют суда под флагом РФ.

Создание преимуществ для флага РФ на законодательном уровне – важный шаг в защите национальных интересов. Однако есть и другой вопрос, связанный с этой темой, о котором РПСМ неоднократно говорил на всех уровнях. Речь о защите национального морского рынка труда. Ведь даже под российский флаг судовладелец может практически бесконтрольно нанимать иностранных моряков. Профсоюз неоднократно обращался в министерство транспорта РФ с просьбой сохранить разрешительный порядок найма иностранных моряков. Законодательный механизм для этого установлен законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 года. Однако его требования не были учтены в более поздних законах «О территориях опережающего социально-экономического развития», «О свободном порте Владивосток» и «О свободных портах в Российской Федерации».

Не менее важным стал вопрос морского образования: прохождение плавательной практики до сих пор остается проблемой. Учебных судов мало, а их программы не согласованы с потребностями судовладельцев, готовых набирать  кадетов для прохождения практики. Чтобы добрать ценз и получить рабочий диплом, выпускникам приходится вновь идти на флот практикантами.

– Наши опытные моряки из командного состава востребованы и имеют хорошую репутацию. Но уровень подготовки вчерашних выпускников, которые приходят на флот, оставляет желать лучшего. У них недостаточно практики, опыта работы и жизни в условиях замкнутого пространства на судне, – говорит Юрий Сухоруков. – Без практики невозможно подготовить качественного специалиста. Учебно-производственных судов действительно не хватает. Проекты новых УПС были разработаны и даже согласованы, но дальше этого дело не пошло, все тихо умерло. Разрешить ситуацию помогла бы госпрограмма, направленная на обеспечение всех курсантов необходимым объемом плавпрактики. И конечно, важную роль имеет реализация задачи, определенной Морской доктриной РФ до 2030 года, – обеспечение государственной поддержки строительства, содержания и эксплуатации учебно-производственных судов. Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота уже разработал проект УПС нового поколения (проект 991С). Судно способно брать на борт до 162 человек и обеспечивать закрепление теоретических знаний курсантов практическими навыками. Все, что осталось сделать, – найти финансирование.

Несмотря на федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», а также международные морские стандарты, в некоторых регионах России представители РПСМ до сих пор испытывают трудности с получением пропусков на территорию портов для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов моряков. Например, инспекторы Северной региональной организации РПСМ не могут посетить суда в порту Архангельска из-за препятствий, чинимых частным охранным предприятием. А в Находке, чтобы попасть на грузовые терминалы, находящиеся на одной территории, приходится оформлять 20 однотипных документов.