Из Сабетты на Монтуар за 10 дней

В прошлом году газовый флот СКФ пополнил красавец «Кристоф де Маржери», ставший символом группы компаний «Совкомфлот». В апреле в рамках плановой инспекции на борту судна побывал Дмитрий Русанов, руководитель дивизиона управления и развития флота для перевозок сжиженного газа. Это был рейс из Обской губы к побережью Франции на борту ледокольного газовоза, признанного самым технологически совершенным судном 2017 года.

- Вся 30-летняя история СКФ доказывает, что компания не боится открывать новые горизонты. С чего началась эра ледокольных газовозов?

- Планы разработать решение для транспортировки сжиженного газа с Ямала появились у нас еще в середине 2000-х. На тот момент несколько ведущих российских нефтегазовых компаний рассматривали возможность участия в грандиозном проекте по добыче и сжижению газа на полуострове. Одна из них – компания «НОВАТЭК» - смогла реализовать его, построив завод в Сабетте.

С «НОВАТЭКом» мы начали сотрудничать в 2009 году. Взаимодействие развивалось по нескольким направлениям. В 2010 году «Афрамакс» «СКФ Балтика» с грузом газового конденсата первым среди крупнотоннажных судов выполнил рейс по Севморпути при участии специалистов «НОВАТЭКа». В то же время шла проработка концепции арктического газовоза. С самого начала рассматривались суда с двойным принципом движения – и носом, и кормой вперед. Обсуждали варианты различной вместимости и формы корпуса, но не принцип движения. От судов небольшой вместимости отказались сразу, так как их использование было экономически нецелесообразно. Часть вариантов была отвергнута в ходе бассейновых испытаний, которые проходили в течение двух лет. В итоге остановились на грузовместимости в 170 тысяч кубометров. Для таких судов мы предложили название «Ямалмакс», чтобы подчеркнуть оптимальность выбранного типоразмера.

- Вы, как руководитель газового дивизиона, имели самое непосредственное отношение к реализации этого сложного проекта. Довольны результатом?

 - В «Совкомфлоте» на этот результат работало большое число людей – технические и коммерческие специалисты, финансисты, юристы, специалисты в области коммуникаций. В итоге получился такой элегантный проект, который был признан лучшим в мире инженерным решением и лучшей финансовой сделкой 2017 года.

Результатом работы мы довольны в полной мере. Было сделано всё, чтобы на этом судне было безопасно и комфортно работать морякам. Компания сформировала качественные экипажи, способные обеспечить выполнение чартерных обязательств перед фрахтователем. Экипажами командуют проверенные капитаны из пула СКФ, у которых за плечами серьезная профессиональная школа. Это уникальные люди с уникальными компетенциями, награжденные высокими правительственными наградами за «поставленный на крыло», как говорят летчики-испытатели, «Кристоф де Маржери». Помню первую встречу с капитаном Сергеем Зыбко, когда мы с коллегами в 2007 году оказались на борту «СКФ Арктика» - одного из двух газовозов СПГ, ставших фундаментом газового флота СКФ. Капитан Сергей Гень также начинал карьеру в газовом сегменте именно с этих судов. В работе на новых газовозах также есть свои трудности, потому, что они новые, ультрасовременные. Кроме того, к газовой специфике прибавилась ледовая.

- Команда справляется со сложностями, которые подразумевает арктический проект?

- Я считаю, что у нас подобраны исключительно удачные экипажи, в них много молодёжи. Они сознательно пришли в нашу компанию, и у них большие перспективы роста. На нашем газовом флоте особенно хорошо видна синергия молодых растущих кадров и опытных специалистов.

- Что запомнилось в этом рейсе? «Кристоф де Маржери» смог удивить?

- Я бывал на борту «Кристофа де Маржери» несколько раз с момента постройки: в марте 2017 года во время первого захода в порт Сабетта, тогда капитан Сергей Зыбко докладывал президенту России Владимиру Путину о готовности судна к эксплуатации по окончании ледовых испытаний, в июне во время церемонии имянаречения в Санкт-Петербурге на терминале Бронка, затем в декабре, когда состоялась первая погрузка газа на Ямале. В апреле 2018 года мы прошли по маршруту Сабетта - терминал Монтуар-де-Бретань, Франция.

Мне доводилось ходить во льдах на судах разных типов. Моё личное ощущение: несмотря на то, что ты чувствуешь, что судно идет во льду, и понимаешь, какова толщина этого льда, нет никакого чувства опасности. Это также подтвердили и наши гости. Вместе со мной на борту судна побывали наш давний партнер по бизнесу Ибрагим Шараф, Фредерик Паулсен – известный учёный, филантроп и путешественник, чьё издательство помогает формировать «Библиотеку СКФ», и знаменитый российский полярник Михаил Красноперов. Даже несмотря на то, что нас немножко покачало в Северном море и Бискайском заливе (судно имеет характерные ледокольные обводы, и качка ощущается сильнее, чем на конвенциональном танкере), рейс стал запоминающимся. Наши гости – опытные путешественники, не раз бывавшие на полюсах. На их счету спуск в батискафах «Мир» на хребет Ломоносова, плавание на научно-исследовательском судне вокруг Антарктиды и много других сложных экспедиций. В этом рейсе самым ярким впечатлением для них стал проход через тяжелые льды Обской губы и Карского моря.

Эта зимняя навигация в целом отличалась сложными ледовыми условиями. Тем не менее, мы продолжаем выполнять все обязательства по чартеру. Безусловно, опыт, который мы сейчас нарабатываем, будет востребован и в других арктических газовых проектах, таких как, например, «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове, проработка которого уже ведётся.

- Как будет развиваться газовый флот СКФ дальше?

 - После того, как компания Total на примере «Ямал СПГ» смогла еще раз убедиться в способности СКФ решать сложные задачи, мы договорились о заказе газовоза с новой пропульсивной установкой X-DF – малооборотным дизелем с прямым приводом на винт. На сегодняшний момент это самое эффективное судно с точки зрения расхода топлива. Также газовоз будет оснащен системой частичного повторного сжижения газа, которая позволит судну долгое время находиться в режиме ожидания с минимальными потерями груза. Надеемся, что помимо уже заказанного судна Total воспользуется своим правом на опциональный корпус, и это будет серия из двух судов. Поставка уже строящегося газовоза планируется в третьем квартале 2020 года.

- Как судно встретили в порту выгрузки?

- Это был первый заход на терминал Монтуар в рамках 23-летнего контракта, подписанного «НОВАТЭКом» и компанией ELENGY. За несколько лет терминал был модернизирован для перевалки СПГ с одного судна на другое через береговую инфраструктуру. Его особенность заключается в том, что он может принимать суда размером до Q-max (грузовместимость до 267 тысяч кубометров). Мы привезли партию газа и выгрузили его на борт конвенционального газовоза, который доставил его конечным потребителям. Остаток газа был выгружен в береговые ёмкости. Далее этот газ может быть использован для нужд французской энергетики или может накапливаться до момента формирования полноценной грузовой партии.

Заход во Францию был ознаменован и еще одним необычным событием: на борту нашего газовоза по приглашению компании побывали члены семьи Кристофа де Маржери. Был период школьных каникул, и судно смогли посетить не только четверо взрослых представителей семьи, но и семеро внуков и правнуков покойного главы Total. Для детей поездка стала сюрпризом - они не знали, куда их везут. Когда же они увидели название судна и поняли, что им предстоит подняться на борт, это был абсолютный восторг. Мы организовали экскурсию по судну, а после пригласили гостей в кают-компанию, где они отведали настоящий борщ. Младшему поколению определенно пришлось по вкусу российское «арктическое» мороженое. Думаю, что эти воспоминания останутся с ними на всю жизнь.

«Вестник СКФ»