Как питались моряки 200 лет назад?

Пищевой рацион на судах торгового флота выверялся веками. Огромное влияние на этот процесс оказали традиции флота Великобритании, титулованной владычицы морей. 200 лет назад на судах туманного Альбиона уже существовала система обеспечения пайками более 100 000 моряков Королевского флота при том, что современных упаковок, холодильников и способов консервации тогда еще не существовало.

В качестве примера можно взять судно Arethusa, которое в 1800 году вышло из Портсмута с 280 членами экипажа на борту. Корабль состоял на полном обеспечении Адмиралтейства, и готовили на нем по специальной кулинарной книге. Весь экипаж на судне был разбит на столовые группы, их члены готовили и ели вместе.Каждую неделю группа назначала старшего по столовой. Удежурного была небольшая переносная угольная печка, на ней готовили в штиль. Если же море было неспокойным, экипажу выдавали сухой паек.

На русском флоте XVIII века продовольственное снабжение, рацион питания и порядок приготовления пищи определялись морским уставом, введенным в действие в 1720 году. Горячая пища выдавалась два раза в день - утром и вечером. По дням недели предписывалось готовить: понедельник и среда - утром каша гречневая, вечером горох вареный, пятница - утром и вечером каша овсяная с рыбой, во все другие дни - утром и вечером овсянка с мясом. На корабле имелись две поварни (термины "камбуз" и "кок" в уставе отсутствуют) - капитанская и общая. В общей пищу готовили в общем котле и выдавали в котелках из расчета по семь человек на котелок. В капитанской пищу готовили слуги офицеров. При этом капитану готовили отдельно, а офицеры и лекари объединялись по двое на котел, мичманы по четверо на котел, гардемарины по шестеро на котел. Священнику, если он был монашеского чина, как и капитану, был положен отдельный котел. В неурочное время готовить пищу запрещалось.

Должность кока появилась на английском флоте в начале XIX столетия. Обычно им становился матрос, который уже не мог подниматься на мачтыв силу возраста или из-за полученных во время службы травм. К 8 часам утра моряков ждал простой, но сытный завтрак: овсянка с патокой, сахаром или медом. Трапеза длилась 45 минут, потом моряки приступали к своим обязанностям.

Обед длился полтора часа. Согласно сохранившимся документам, каждому моряку полагался один фунт свинины в воскресенье и в четверг. Это было почти праздником, поэтому кок был обязан приготовить его как следует. В те времена единственным способом хранить мясо месяцами было соление в дубовых бочках. Но чтобы оно стало съедобным, его нужно было вымачивать сутками. Затем его варили,тушили с картофелем, фасолью и луком или жарили. Блюдо подавалось со специальными бисквитами:это был прообраз современных галет. Лепешки из твердого теста, весом в четверть фунта запекались 2-3 раза, до тех пор, пока не становились совершенно сухими. Моряки их крошили и сыпали в рагу, чтобы размочить. Подавалось на судне и печенье, но оно тожетребовало вымачивания. Алкоголь в те времена, обычно это было пиво или эль,считался средством от цинги. На судне Arethusaматросу, например, разрешалось выпить галлон (около 4 литров) пива в сутки. И во все времена моряки занимались ловлей рыбы, чтобы немного разнообразить меню. Рыбу, в основном треску, вялили впрок и ели свежей.

На ужин каждый день подавался пудинг из муки, сала/масла и изюма. Кок лепил пудинги в форме шариков и отваривал их в льняных мешочках. Как и завтрак, ужин длился 45 минут. Иногда этого времени хватало не только для еды, но и для танцев на палубе.

В целом моряки королевского флота потребляли порядка 5000 ккал в день, что почти в два раза выше средней современной суточной нормы взрослого мужчины. Но и нагрузка у этих людей была гораздо выше: каждый день они выполняли тяжелейшую физическую работу. Моряки работали на палубе по 12 часов в сутки, в том числе и ночью, много раз поднимались на мачты. Погодные условия были очень непростыми, а одежда – недостаточно теплой, немалая часть калорий уходила на то, чтобы просто согреться.

Современные технологии сильно облегчили жизнь моряков.Продукты хранятся по полгода, а в артелке можно самостоятельно докупитьеще что-то на свой выбор. Сегодня на судах под российским флагом придерживаются рациона, принятого постановлением Правительства РФ в 2001 году. Он весьма разнообразен и содержит необходимое количество калорий. Другое дело суда под удобным флагом. Если на них действует коллективный договор ITF, то закупки делаются в соответствии с его требованиями. А там написано, что питание должно быть организовано в достаточном количестве. Объемы не уточняются, но моряки, в случае, если их что-то не устраивает, всегда могут обратиться в профсоюз. А вот если коллективного договора нет, меню и здоровье экипажа полностью зависит от воли судовладельца. На практике чаще всего питание моряков организуют на 5-10 долларов в день.

Зато неизменная ценность во все времена - этохороший кок, который не жалеет времени и сил на приготовление обязательного кулинарного шедевра, даже если из продуктов есть только галеты и солонина.