Капитан-наставник о магии флотской жизни знает все

Михаил Клюшников первый моряк в своей семье. Он окончил школу с золотой медалью, судоводительский факультет Государственного морского университета имени адмирала Ушакова - с красным диплом и, надо сказать, дальнейший путь наметил себе тоже не из легких. Стать старпомом он решил еще до 30 лет, а капитаном – не позднее, чем через пять лет. И эту программу достойно выполнил! Сейчас он работает капитаном-наставником (тренинг-офицером) в ColumbiaShipmanagementNovorossiysk. А, как известно, на такие должности в компании выбирают капитанов из числа лучших.

Уже во время преддипломной практики магия флотская жизни поразила Михаила Клюшникова. Вот ты живешь в одном мире, а через несколько дней, а порой и часов (если со сменой экипажа летишь самолетом) телепортируешься в другой. Там же, на практике он получил самые важные уроки морской профессии. На совкомфлотовском танкере «Пресня» зеленого кадета взял под свою опеку второй помощник капитана Роман Украинский.

- Благодаря ему я понял, что на флоте, прежде всего, важны надежность и доверие, - рассказывает Михаил - Этому способствуют общая работа и задушевные разговоры, которые нет-нет, да случаются во время вахты. Порой за пару месяцев совместного ее несения узнаешь человека лучше, чем соседа, с которым на одной лестничной площадке десять лет прожил. Но чем выше должность, тем чаще приходится держать дистанцию. Ведь нужно быть уверенным, что твоя команда всегда будет исполнена, и этому не помешают личные отношения. Так что умение видеть границу там, где заканчивается дружба и начинаются дисциплинарные отношения, - важнейший навык офицера.

Свою карьеру на флоте Михаил Алексеевич начал в должности третьего помощника капитана на судне «Лиговский проспект». Четыре контракта судно развозило нефть из Приморска по всей северной Европе. А Балтика и Северное море – это лучшие школы навигации. Но однажды «Лиговский проспект» каким-то чудом выпал из привычного ареала обитания и отправился в Бильбао.

- Когда судно оказалось в Бискайском заливе, - вспоминает Михаил Алексеевич, - на радаре не отбивалось ни одной точки, и я подумал, что он сломался – настолько странно было видеть пустой экран прибора.

При таком плотном трафике, как на Балтике, у штурмана вырабатывается самый главный навык – просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед. Причем, и за других участников движения тоже.

- Как-то раз мы проходили пролив Скагеррак, соединяющий Балтийское и Северное моря. Мели, рыбаки, интенсивное движение – в общем, сплошные испытания для штурмана. Навстречу балкер. По Правилам предупреждения столкновений судов в море(МППСС)мы оба должны отвернуть. Я свое расхождение выполнил, а он нет. А когда я спросил по рации, почему экипаж не следует международным правилам, вахтенный офицер с балкера на ломаном английском мне ответил: «Мой капитан проложил мне курс, и я в точности ему следую». Непробиваемая логика, правда? Хорошо, что к тому моменту я уже был научен опытом и рассчитал расхождение за нас обоих.

Здесь же, на «Лиговском проспекте», Михаил Клюшников встретил человека, который оказал основное влияние на формирование его капитанского стиля. Капитан Юрий Дергунов к своему экипажу относился, как хрестоматийный генерал царской армии к своим солдатам - по-отечески. Этому образу немало способствовал приятный классический баритон, которым Юрий Викторович отдавал приказы.

- Ему достаточно было всего лишь на полтона повысить голос, как все вокруг утраивали свои усилия и старания, - вспоминает Михаил. – Но при этом его приказы всегда были взвешенными и точными. А еще именно у него я научился тому, что задачи надо ставить по человеку, а не по должности.

Уже старпомом Михаил Алексеевич свою карьеру продолжил в компании Columbia Shipmanagement.

- Мне очень нравится атмосфера, которая царит в новороссийском офисе «Колумбии» и на судах компании, - рассказывает он. – Дело прежде всего – таков стиль управления. И все рабочие процессы нацелены на то, чтобы решать проблемы и предотвращать их появление в будущем.

Старпом всегда без пяти минут капитан. Его обязанности и задачи видны четко, приходит и понимание, что именно капитан несет ответственность, как перед береговым офисом, так и перед экипажем.

- Хороший мастер-класс мне преподал в свое время капитан Илья Валентинович Гопта, с которым мы вместе работали на танкере Altai, - вспоминает Клюшников. – Он меня учил: «Бывает так, что хочешь дать резкий ответ береговому офису. Напиши его, но отложи, не отправляй сразу. Остынь, вернись через пару часов и перечитай. Если считаешь, что такой ответ поможет решить проблему, тогда отсылай».

Такой совет многим пригодился бы и в жизни. Но, как ни странно, лучше всего к работе в должности капитана Михаила Алексеевича подготовила работа… на берегу, в кипрском офисе Columbia Shipmanagement Ltd, где в 2015 году он несколько месяцев трудился.

- Так не только приходит понимание, что за абстрактными номерами телефонов и адресами e-mail стоят живые люди, с которыми ты ведешь деловую переписку на судне, – рассказывает Клюшников. - Самое главное, ты начинаешь лучше разбираться в том, как устроен судоходный бизнес. Парадокс, но на берегу в него погружаешься глубже.

К тридцати пяти годам Михаил Клюшников достиг цели, поставленной после академии. Он стал капитаном танкера Bareilly. Но к тому времени появились уже и новые идеи.

- Я обратил внимание на одну вещь: с кадетами работать порой легче, чем с офицерами, у которых есть опыт работы в других компаниях, - рассказывает он. – Это как в боксе: легче с самого начала поставить человеку правильный удар, чем потом его переучивать. С молодыми офицерами точно так же.

Уже больше года Михаил Алексеевич является капитаном-наставником в новороссийском офисе Columbia Shipmanagement. Получается, что его новая должность вполне совпадает с потребностью делиться мастерством и «ставить удар» молодым. Среди его обязанностей многочисленные собеседования, а если нужно, то и тренинги с соискателями на офицерские должности. В том числе работает он и с теми, кто приходит по корпоративной кадетской программе, которой Columbia по праву гордится.

Любой наставник, педагог, должен уметь увлекать. У Клюшникова нет проблем с самыми яркими примерами из жизни флота: на каждый пункт Правил предупреждения столкновений судов в море у него найдется десяток случаев, когда-то превращавших рутинный рейс в настоящий блокбастер. Это как раз то, что нужно, чтобы «поставить удар» молодым офицерам.

 

Еще в должности старпома (Михаил Клюшников)
Капитан-наставник Михаил Клюшников
Bareilly входит в Сидней