Планета хороших людей

Владимир Степанович Романюк работает  донкерманом на танкере  «Таврический бридж» СКФ Новошип. На флоте с 1983 года. Повидал немало стран, людей, обычаев и нравов. И сделал самый главный вывод: хорошие люди живут повсюду. Ну, или почти повсюду.

 - Как-то раз почти целый месяц стояли в ремонте в Риеке (Хорватия). Хорваты - люди в общении приятные. Если по работе нужна была помощь – помогали без всякой волокиты и долгих согласований с начальством.

Вот и местный Морской музей мне тоже порекомендовали хорватские рабочие судоремонтного завода. Он  расположился в роскошном здании конца позапрошлого века, в  бывшем губернаторском дворце. Бортовые журналы, старинные навигационные приборы, фотографии и модели судов и боевых кораблей, артиллерия, поднятая со дна Адриатики, - там и правда немало диковинного.

Риека – это крупнейший порт Хорватии, очень красивый, ухоженный и чистый. И не смотря на то, что во Вторую мировую войну он пострадал от бомбежек союзников, большая часть архитектуры была восстановлена и по ней можно проследить наследие многих эпох. Город начался с кельтов. Потом тут хозяйничали римляне, готы, франки и славяне. Он был и в составе империи Наполеона, и жемчужиной Австро-Венгрии и Югославии. Но кто бы сюда не приходил, всем был важен порт Риеки и ее жители – умелые мореходы и судостроители. И просто веселые люди.

Мы стояли в ремонте зимой, а это в Риеке разгар карнавалов. Проходят парады, балы, концерты, выставки, спортивные соревнования. Все парки полны гуляющими и туристами со всей Хорватии. Меня лично очень впечатлили местные джаз-банды с балканским колоритом: кто на гармошке наяривает, кто на контрабасе, а в общем получается очень здорово и энергично, безразличным остаться трудно.

 - Мне очень нравятся страны Карибского бассейна и Латинской Америки. И народ тут душевный, и  впечатлений масса. Когда работал на судах «Юникома», часто бывал в Чили. Местные сюрвейеры и работники порта, видя увлеченность наших моряков рыбной ловлей, с удовольствием приобщали нас к особенностям национальной рыбалки. И охотно делились секретами приготовления рыбы. А в ответ наш повар рассказал, как в России ставридку солят. Вот он, культурный обмен и народная дипломатия в жизни.

А однажды мы возвращались домой через аэропорт в бразильском Сан-Паулу. Пассажиропоток там огромнейший, в его терминалах запутаться легко и просто. Вот и мы несколько подрастерялись. И тут, к нашему удивлению, нас окликнул по-русски работник терминала. Оказывается, он студент местного университета, изучает русский язык. Говорил очень хорошо, с едва заметным акцентом. Он и сам был рад попрактиковаться в русском, а нам было вдвойне приятно услышать родную речь за десять тысяч километров от дома.

- А однажды на Арубе мы жили пару дней в гостинице в ожидании самолета домой. Чтобы с пользой провести время, скинулись и за  двадцать пять долларов объехали на такси весь остров. Пляжи тут шикарные, их не меньше полсотни. Считаются самыми чистыми  на всех Карибах. Кроме того, песок на них особенный – на солнце не нагревается. И очень приветливое местное население. В общем, рай для туристов.

Но есть и свои минусы. Из растительности – одни кактусы и алоэ. Зелень глаз особо не радует, да и живности нет, одни ящерицы шмыгают. Все это из-того, что остров скалистый, почва бедная. Естественно, и сельского хозяйства почти что нет. Используют дары моря – они тут во всех видах, особенно креветки. И обязательно приправляют их разными соусами. Для нас это, конечно,  экзотика, а для них – историческое наследие индейцев, которое придает вкус жизни.

- В последнем рейсе стояли недалеко от Лагоса. Проводили операцию ship to ship с одним норвежским танкером. По завершении погрузки норвег ушел. А  буквально через пару часов мы узнаем, что он был атакован и захвачен нигерийскими пиратами.  Только через десять дней пираты отпустили танкер, предварительно выкачав весь груз, но экипаж оставили живым-здоровым. Таких случаев у берегов Нигерии хоть отбавляй. Теперь пираты выкуп не требуют, у них новая стратегия. А во время стоянки какие-то непонятные люди так и пытаются проникнуть на борт. Только благодаря бдительности всего экипажа удается остановить «зайцев». Хочется ли посетить такую страну? Да ни в коем случае. В Нигерии без жизненной необходимости на берег никто не сойдет. Главное, чтобы такая необходимость ни у кого из моряков не возникала.