Технологии завтрашнего дня

Будущее торгового флота за парусом?

Технология столетней давности – роторный турбопарус – возвращается. Мировой лидер в сфере контейнерных перевозок  Maersk подписал с финским производителем движителей этого типа Norsepower договор: если эффективность турбопаруса удовлетворит Maersk, то их установят на все мало- и среднетоннажные суда компании.

В 1924 году немецкий инженер Антон Флеттнер изобрел роторный турбопарус. Роторный парус - это высокая гладкая металлическая колонна, которая благодаря ветру и гениям инженерной мысли вращается, создавая тем самым движущую силу. В том же году технология была успешно испытана, и шхуна «Букау» с ротором Флеттнера  пересекла Атлантику. Уже в те времена новая технология позволяла снизить расходы на топливо на 5-6 процентов.

В двадцатом веке турбопарус не снискал популярности  – нефть стоила копейки. Зачем заморачиваться? Только энтузиасты вроде Жака-Ива Кусто развивали технологию Флеттнера. Кусто установил два турбопаруса на «Алсионе», одном из своих исследовательских судов. За два десятилетия кругосветных путешествий было доказано, что роторный турбопарус может сэкономить треть топлива.  А в наше время, когда нефть стоит дорого, это уже совсем другие цифры.

В середине августа 2010 в порт Дублина в Ирландии зашел самый инновационный ро-ро в мире. Это был его первый рейс. Жители ирландской столицы толпами шли к гавани, чтобы посмотреть на него – уж больно чудное это было судно.  E-Ship 1 принадлежит компании Enercon, крупнейшему немецкому производителю ветрогенераторов. Компания занимается производством, доставкой и установкой промышленных генераторов на шельфе. В год Enercon поставляет 16000 турбин в 30 стран по всему миру. Ее руководство решила, что их суда тоже должны эксплуатировать энергию ветра.

У E-Ship 1 аж целых  четыре колонны-ротора. Высота роторов 27 метров, диаметр 4 метра. Эти движители работают на два электрогенератора от Enercon. E-Ship 1 имеет специальную открытую грузовую палубу для перевозки негабаритов и кормовую рампу. На судне имеются два крана с большим вылетом, грузоподъёмностью  80 и 120 тонн. Роторы конечно, являются вспомогательными, главными двигателями являются два дизельгенератора. Скорость до 16 узлов в ходовом режиме. В этом режиме использование ветра позволяет экономить до 40 процентов топлива. Интересно, что E-Ship 1 попал в список самых уродливых судов в мире. Но когда позволяешь себе экономить столько топлива, то внешность уже не главное.

 

Пример оказался заразительным настолько, что в Финляндии появилась компания Norsepower, специализирующаяся именно на производстве турбопарусов для торгового флота. Они усовершенствовали производственный процесс, благодаря чему изготовление роторных турбопарусов стало обходиться  дешевле. Первый свой движитель они установили  на пароме Estraden, который бегает по Балтике между Таллином, Хельсинки и Турку. При шестипроцентной экономии  топлива турбина окупилась за два года.

В начале 2018 года на один из крупнейших танкеров Maersk установили самый большой роторный турбопарус Norsepower, высота которого составляет 30 метров. Он сможет снизить потребление топлива судном примерно на 10 процентов. Также было объявлено о сделке с финским судоходным концерном Viking Line. В 2018 году роторные турбопаруса будут установлены на один из круизных лайнеров компании, а также на один из новых круизных паромов. В очередь за ними стали датчане  из судоходной компании Switijnk Shipping. К концу 2019 года пять их балкеров будут оснащены роторными турбопарусами.

Но это только начало для Norsepower. Компания заявляет, что готова масштабировать производство и оснастить своими турбопарусами около двадцати тысяч судов торгового флота малого и среднего тоннажа. А это примерно треть всех судов мира. Это увеличит экономию топлива на 10-15 процентов и снизит выбросы углерода во всем мировом флоте на 5 процентов. Именно по этой причине проект финской компании пользуется поддержкой не только у себя на родине, но и во всем Евросоюзе. Так что в ближайшее время в Европе уродливых судов станет больше.